Анатолий Баляев (abbefromru) wrote in ru_nlp,
Анатолий Баляев
abbefromru
ru_nlp

Categories:

Блеск и нищета моделирования в НЛП.

Кое-какие мысли из общения в ru_kenwilber... Используются цветовые термины из спиральной динамики.

НЛП по программе минимум - это простроение качественного интегрированного зеленого уровня. и поскольку этот результат фактически никак не формулируется как желаемая цель для более низких уровней (синего и оранжевого), то курсантов заманивают на обучение формулировками желаемых на их текущих уровнях результатов. крутота! замбирование! бабло! власть! уверенность! пазитиф! в результате обучения они, эти начальные цели, достигаются не сами по себе, а постольку поскольку. а если не достигаются, то потому, что для курсанта становятся гораздо важнее и интереснее цели совершенно иного порядка. крутота и замбирование становятся мелкими и сознание на них уже не особо фиксируется. курсанты, вспоминая себя до НЛП, иногда обламываются на предмет старых целей - из-за этого бывают разочарованные возгласы. но как ни крути - после НЛП даже Практика курсант получает совершенно новый заапгрейженный мозг. он получает системное мышление. но попробуй продай ему системное мышление на начальном этапе? нахер оно ему?! это цель, которую он не ставит на оранжевом или синем перед собой.

программа максимум для НЛП - создать ПРЕДПОСЫЛКИ для движения к желтому. это мастерский курс и темы Миссии и Мастерства. но желтый - это т.н. мышление второго порядка. для желтого обязателен (имхо) доступ к надличностному опыту, который прямо не признается в НЛП (от этого кстати не работает моделирование). желтый понял, что может уже повесить на лацкан первый свой Орден Октябрьской Звезды (это из Пелевина). желтый буднично и в сиянии обладает просветленным разумом, как это ни пафосно звучит, но это так.

тренеры НЛП имхо пока не осознают себя бодхисаттвами. поэтому хороший мастерский - это хорошие предпосылки к желтому, но не желтый.



нлп-моделирование в том виде, в котором я его понимаю сейчас, можно описать (не подробно и вкратце) примерно так:

1-й этап. самый ценный, тонкий и работающий. крутой нелпер в состоянии не-знания и из 2-й позиции (находясь как бы в шкуре клиента, это тренируется долго и подробно) проживает навык "изнутри". результатом этого шага является иногда повторение собственно навыка сразу. это бывает весьма редко - мешают ограничивающие убеждения, поэтому часто результатом этого шага является сознательно-бессознательная обратная связь в контексте "чего поисследовать, над чем поработать".

2-й этап. интервью. пытка объекта моделирования на предмет полученных вопросов в первом этапе плюс есть много рамок (методологий, фильтров внимания), в которых задаются вопросы, проводится исследование. если это невозможно из-за затруднения доступа к объекту, то моделирование сводится к 1-му этапу плюс интерьюирование самого себя по тем же рамкам. это нормально и возможно, поскольку из второй позиции 1-го этапа (если она качественная) получается весьма необычный опыт.

в результате этих двух этапов по идее может возникнуть желаемый навык. по личному опыту моделирования могу сказать, что иногда получается... ну нечто немного другое, иногда похожее, а иногда совсем не похожее на моделируемый навык, но полезное. это полезное очень вставляет и завладевает вниманием, в результате чего иногда теряешь интерес к изначально желаемому навыку :)

есть 3-й этап. вычитание. т.е. в результате получения навыка декларируется получение некоторых характеристик модели: 1, 2, 3... n. важными для функционирования навыка и вообще для его наличия могут быть только 2, 7, 8 и 15 характеристики. перечисление которых и способы их заполучения и называют в нлп моделью. фактически третий этап нужен для того, чтобы навык передать кому-то еще. если вы получили в результате моделирования желаемый навык или что-то еще полезное для себя, то мотивация на передачу этого кому-то еще возникает у нелперов часто только для того, чтобы получить мастерский сертификат. ну или если у вас тренерская Миссия.


теперь критика.

весьма уважаю т.Плигина, но вот как он рассказывал об одном из аспектов его моделирования творчества Шемякина: "я задаю вопросы, укрупняя рамку, и на каком-то из вопросов Шемякин хмыкает, многозначительно смотрит на меня и говорит, что такие вопросы задавать нельзя, что он тут не при чем, что это дано свыше". рассказывающий это перед нами, участниками конференции "Моделирование в России" Андрей в свою очередь хмыкает, улыбается и многозначительно говорит: "ну вы понимаете..." и все улыбаются и кивают в ответ. это означает в понимании нелпера, что вопрос коснулся глубинной структуры клиента, к которой у клиента нет сознательного доступа. никто всьерьез слова Шемякина не воспринимает. потому что для плоского НЛП просто нет этого измерения, этой глубины.

идеологически за темой моделирования в том двухмерном флатландском НЛП, которое наличествует сейчас, стоит представление о гении, как о потенциально препарируемом и дискретно-описуемом контексте. т.е. любого гения можно перетереть и разложить по полочкам. причем из них только 2, 7, 8 и 15 будут эффективны, а остальные этот лошара считает важными, но на самом деле они не нужны. а любые поползновения этого бестолкового поговорить об истоках творчества как о мистических дарах, пропускаются мимо ушей и становятся обратной связью для нелпера, что вопрос надо формулировать по-другому. соответсвенно цель интервью (2-й шаг) и вычитания (3-й шаг) максимально свести ГЕНИЯ к алгоритму.

работает это именно так, как может работать такая некро-схема. препарированная на "компоненты" роза живет несколько часов, или не живет, или радует мало кого, кроме извращенца-препаратора.

но.

моделирование в качестве первых полутора шагов встраивается в мастеорв нлп крепко и приносит весьма хорошие плоды, даже если нелпер не считает, что занимается моделированием. потому что моделирование для него это препарирование, а не все нелперы - извращенцы. но моделирование происходит и матер-нелпер иногда осознанно, а иногда нет, прыгает во вторые позиции интересных для него людей и получает то, что там для него спрятано. а потом рефлексирует по поводу этого опыта и расширяют набор своих навыков. это ответ тем, кто считает, что моделирования в нлп нет. (действительно сложно назвать моделями те писульки, что выкладываются в "библиотеках моделей" на нелперских сайтах: "модель быстрого понимания юридических документов", "модель художественного свиста", "модель шевеления ушами".) моделирование в нлп есть!!! а вот моделей в нлп нет.

и это нормально.

есть обогащающий супер-ценный навык-процесс, с помощью которого нелперы могут обучаться в десятки раз быстрее "обычного человека". но нет ничего того, что бы напоминало модель - препарированный гений. не поддается гений препарированию. обучению - ради Бога. алгоритмизации - нет.

и это нормально.

поэтому моделирование в нлп - супер-классная тема и я всем это советую. собственно тема моделей, как результатов моделирования возникла из тренерского желания научить гениальному навыку. возможно просто имеет смысл придать НЛП новое измерение, придать глубину. впустить туда целостное восприятие личности, сделать доступными уровни восприятия, с которых слова Шемякина о Боге не станут никого ни смущать, ни напрягать, ни смешить, а вызовут глубокое понимание. понимание именно из-за того, что нелпер сам впустил в свою жизнь волшебство мистического восприятия.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments